0AM (DQ200) - популярная 7-ступенчатая роботизированная трансмиссия с двойным сухим сцеплением (DSG), разработка концерна VAG. Печально известна своей надежностью, владельцы автомобилей выпущенных до 2014 года уже при достижении 40-60 тысяч километров пробега начинали испытывать проблемы с переключениями по причине быстрого либо неравномерного износа двойного сцепления, а чуть позже и мехатроник (гидравлический блок управления) выходил из строя. Количество недовольных клиентов и целая волна жалоб на работу коробки вынудила VAG продлить гарантию на трансмиссию до 5 лет, или же до 150 000 км. пробега.
DSG с сухим сцепление в принципе не способна передавать большой крутящий момент, ограничение - 250 N?m, а значит есть ограничение по объему двигателя с которым можно агрегатировать коробку. 0AM представлена практически во всем модельном ряду Volskwagen, Skoda и Seat на автомобилях с объемом от 1.4 до 2 литров.
DQ200 относится к классу преселективных роботизированных трансмиссий, конструктивно представляет из себя почти классическую механическую коробку (разница в том, что в отличии от механики, в DSG 2 первичных и 2 вторичных вала, один отвечает за четные передачи, другой за нечетные), однако за переключение передач отвечает мехатроник, он же гидравлический блок управления.
В отличии от гидроблока обычной АКПП, мехатроник - отдельный и самостоятельный узел - включает в себя собственный электромотор и насос, гидроаккумулятор, соленоиды и электрическую плату управления. В этой статье кратко рассмотрим на реальных примерах ремонт сразу 2 мехатроников, у первого будет часто встречаемая проблема с электронной платой, у второго - с гидроаккумулятором.
Замена электронной платы управления
В сервис привезли на эвакуаторе Skoda A5. Электронная диагностика показывает ошибку P0562 - Электронное питание: слишком низкое напряжение. Опытный диагност уже на основании одной этой ошибки может достаточно точно определить проблему, поскольку слабые места DSG 7 изучены и известны. Снимаем гидроблок с автомобиля и сразу относим в мойку. Тем временем отверстия в корпусе коробки позволяют осмотреть небольшой участок механической части, это конечно не полноценная диагностика, но если на шестернях будут сколы или другие повреждения - можно увидеть.
Вымытый мехатроник попадает к мастеру на разборочный стол
|
Первый шаг всегда одинаковый, снятие электронной платы
Электронная плата сгорела и восстановлению не подлежит, будем ставить новую. Платы не одинаковые, нужно подобрать плату с подходящей маркировкой (буква в конце оригинального номера, например 0AM927769D). Подобное происходит по двум причинам. На плате расположен датчик давления (на фото ниже), он контролирует давление в гидроаккумуляторе и на основании его показателей электроника включает / выключает насос. Если датчик показывает низкое давление то насос будет продолжать безостановочно работать, в результате либо сгорит плата из-за перегрева, как в нашем случае, либо взорвется гидроаккумулятор, если к этому моменту с корпусом гидроаккумулятора будут проблемы.
Вторая причина - корпус гидроаккумулятора. На этом моменте остановимся поподробнее и объясним что вообще такое аккумулятор давления в мехатронике. Поскольку рабочее давление очень большое (доходит до 50 атмосфер), на это давление нужно выходить после запуска двигателя очень быстро, насос самостоятельно не справился бы - применяется газо-маслянный аккумулятор. Метод крепления аккумулятора к корпусу - резьбовое соединение, и вот это место и является серьезной уязвимостью 0AM. Конструкторы VAG'a видимо изначально допустили ошибку проектируя этот узел - корпус аккумулятора сам по себе очень тонкий, к тому же ослаблен нарезанной в нем резьбой. Сперва образуется микротрещина, происходит утечка давления и насос так же работает не выключаясь, пытаясь создать необходимое давление - снова перегрев и сгоревшая плата. Эту неисправность в начальной стадии может определить и водитель, при запуске двигателя насос будет работать слишком долго не выключаясь.
Возвращаемся к замене электронной платы. Берем на складе новую плату и прошиваем, для этого нужен VIN код автомобиля. Если плату не прошивать и просто установить - ничего работать не будет, диагностика покажет следущие ошибки:
- P1867 - отсутствие сообщений от электроники рулевой колодки
- P1853 - недостоверное сообщение от привода ABS
- P0706 - неверный сигнал датчика диапазона переключения
- P1850 - отсутствуют сообщения от ЭБУ двигателя на шине данных силовой установки
Прошиваем
Пока плата прошивается - возвращаемся к мехатронику и осматриваем на наличие повреждений разных его составляющих. При каждом ремонте в обязательном порядке меняются пыльники и сальники толкателей вилок сцепления и переключения передач. Мехатроник крайне чувствителен к уровню масла, и если через сальник вытечет хотя бы 100 грамм (причем не обязательно сразу, это может происходить в течении нескольких месяцев) - машина просто станет и дальнейшее движение станет невозможным.
Сгоревшая плата загрязнила гидроплиту, отмываем.
До / после мойки
Берем прошитую плату и устанавливаем
Через лейку заливаем масло
Следующий шаг - проверка. Подключаем к плате питание и управление и наблюдаем за работой насоса, его хорошо слышно. Если насос закачал масло в гидроаккумулятор и выключился - все нормально, можно закончить сборку и устанавливать мехатроник на автомобиль.
Еще один нюанс, для облегчения установки мехатроника обратно в коробку нужно выставить вилки в правильное положение, если коробка в нейтрали - вылет вилок должен быть ровно 25 мм. Используем простое специальное приспособление, можно изготовить самостоятельно.
На этом все, замена платы 0AM стоит 500$ вместе с работой и всеми расходниками (включая масло) и выполняется за 1 рабочий день. Компания «Мактранс» дает 1 год гарантии без ограничения пробега.
Замена корпуса аккумулятора мехатроника
Начинаем ремонт второго гидроблока, снят с VW Passat CC, ошибки такие:
- P17BF - Гидравлический насос: защита от игры (неоправданного включения-выключения) - вне верхнего предела
- P189C - Ограничение работы: из-за недостаточного увеличения давления
Тут достаточно одного взгляда на мехатроник чтобы понять что случилось. Во-первых мехатроник залит маслом, во-вторых - выгнуло поддон. Это взорвался гидроаккумулятор.
Ранее мы говорили что первый шаг при разборке - снятие платы, объясняем почему. Несмотря на взрыв аккумулятора, в 7 случаях из 10 он все еще под давлением, сейчас покажем процедуру которую наши мастера называют «разминированием». Если разминировать не снимая платы - есть серьезный шанс ее повредить. Снимаем и убираем в сторону, а поддон дополнительно фиксируем длинными болтами.
Переворачиваем и начинаем акккуратно откручивать болты поддона. При первом «взрыве» поддон мешает вылететь поршню аккумулятора и его перекашивает в корпусе, но когда болты ослабляются - происходит второй взрыв. Иногда его не происходит, и аккумулятор может просто вырвать из корпуса, а сам он не разрушится, но запомните - НИКОГДА не смотрите в аккумулятор, он может выстрелить совершенно спонтанно. После снятия не разрушенный аккумулятор сразу убираем куда нибудь в сторону. В нашем случае аккумулятор выстрелил при разборке, получаем такую картину:
Снимаем поддон и смотрим
Откручиваем и снимаем электромотор насоса (на фото слева), сам насос (справа)
Так выглядит лопнувший корпус аккумулятора
«Мактранс» предлагает 3 варианта решения проблемы с аккумулятором:
Корпус аккумулятора гидроблока (мехатроник) АКПП DQ200 0AM DSG 7 0AM325066C 0AM325066AC 0AM325066AA 0AM325066R - корпус совершенно идентичный заводскому. Ресурс аналогичен, то есть проблема через некоторое время повторится.
Усиленный корпус аккумулятора гидроблока (мехатроника) DQ200 0AM DSG 7 0AM325066C 0AM325066AC 0AM325066AA 0AM325066R - тоже самое, но посадочное место аккумулятора усиленное, толщинка стенки больше чем у оригинала.
Ремонтный комплект аккумулятора 0AM (DQ200) (при возврате старого корпуса аккумулятора гидроблока цена 100$) - и наконец вариант который мы сами используем в ремонте, собственная разработка. Корпус в который установлен стальной стакан, а уже в него вкручивается аккумулятор. Берется старый корпус, на фрезерном ЧПУ станке подготавливается место для установки стального стакана. Прочность такого решения многократно превосходит оригинальный вариант и в дальнейшем проблема не возникнет.
Усиленный корпус производства «Мактранс»
Пока мастер занимается подготовкой к сборке, другой специалист проверяет соленоиды на стенде. Соленоиды 0AM не ремонтопригодны, в случае необходимости меняем на новые оригинальные.
Начинаем диагностику соленоидов
В данном случае проблем нет (график #1), но бывают случаи когда замена необходима (графики #2 и #3)
Все промываем и чистим, уделяем внимание штокам вилок / сцепления. На них стоят неодимовые магниты, нужно тщательно очистить.
В 0AM внутри мехатроника есть фильтр, обязательно меняем
Заключительный этап - сборка, в обратном порядке собираем мехатроник не забывая про замену уплотнений - не нужно экономить на долларовом сальнике который потенциально может принести проблем на 1000 долларов. Устанавливаем новый поддон. Снова заливка масла и проверка, нужно убедиться что собранный мехатроник держит давление. Получаем вот такой результат:
Все, процедура ремонта завершена. Такая работа стоит 400$ включая в себя все расходники и масло, гарантия - 1 год. При этом вы получаете не просто идеально работающую коробку, но еще и уверенность в том что проблема в прошлом и больше никогда не повторится!
Если ремонтируете коробку самостоятельно и понадобятся другие запчасти - у нас все есть.